Конфуций, биография Конфуция, Кун Фу Ци, Токадока

Jun 19 • Примеры успехаNo Comments on Конфуций, биография Конфуция, Кун Фу Ци, Токадока

Конфуций. Великий учитель

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангилия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя – весьма важная часть конфуцианского учения.

 

Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

konfuciiУже в древности, встречаясь с незнакомцем, китаец спрашивал не “Кто ты?”, а “Чей ты?”. Поэтому в начале следует уделить внимание предкам Конфуция. Они в далекие времена принадлежали к разряду гунов и чжухоу (т.е. высшей знати). Из них следует упомянуть четырех: Вей-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу и Кун Фуцзя.

Вей-цзы можно считать основателем рода и самым знатным его представителем. Он служил у основателя династии Чжоу Чень-вана(1024- 1004 гг. до н.э.) и за военные заслуги был сделан первым государем царства Сун.

Фу Фухэ – предок Конфуция в 10-м поколение – был старшим сыном сунского царя Минь-гуна. После смерти отца он уступил трон решительному младшему брату Фу Цзи и получил титул сунского дафу. После него род Конфуция не имел престола, но занимал высокое положение при нем.

Наиболее известный из потомков был Чжеy Каофу, который был не только осторожным и умным политиком и царедворцем, но и знатоком письменных памятников. Совместно с придворным историком чжоуского дома он трудился над редактурой раздела “Гимны дома Шан” из “Ши цзына” – важной составной части китайского канона.

Начиная с Кун Фуцзя, сына Чжен Каофу, фамильным иероглифом стал знак “Кун”. Кун Фуцзя, занимавший в царстве Сун пост да сыма, принимал активное участие в дворцовой борьбе. Сначала ему сопутствовал успех, но затем вместе с правителем, которого он поддерживал, Кун Фуцзя был убит. Его сын Му Цзинфу вынужден был бежать в соседнее царство Лу. Это закончило 300-летнюю историю Кунов в царстве Сун.

Праправнук Му Цзинфу, отец Конфуция, Шу Лянхе унаследовал воинственность своего предка и, служа Лу в качестве военачальника продемонстрировал недюженную доблесть, но в отличие от основателя рода не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он остался аристократом (дафу), но низшего ранга и с весьма скромным достатком – управляющий небольшой административной единицей без права передачи ее по наследству.

В достаточно почтенном возрасте (66 лет) Шу Лянхе взял себе третью – юную – жену Янь Чжи. Эта разница в возрасте нарушила морально-этические нормы древнего Китая. Когда подошло время родов, Шу Лянхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций – в 551 г. до н.э. 27 августа по лунному календарю.

Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю – холм, Ни – глина. Цю был вторым сыном (чжун) Шу Лянхе, холм же был глинистый.

Священный холм навеки стал присутствовать в имени и прозвище просветителя китайской нации. Впоследствии слава Конфуция коснулась и его – пещере дали два имени – Кун лин тун (“пещера, в которой обитает дух холма”) и Фу цзы тун (“пещера наставника”). Она сохранилась до наших дней.

Сам мальчик унаследовал родовую фамилию – Кун. В Китае и сопредельных странах с иероглифической письменности Конфуций известен как Кун Цю или Чжун Ни. Мальчику не исполнилось и двух лет, как скончался любящий его отец. Социальный статус вдовы дафу, “прославившегося храбростью и силой”, был достаточно высок.

Материальное же обеспечение оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: “В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами” (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т. п.). Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние передавалось и ребенку. Он часто расставлял подносы для жертвоприношений.

Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос веселым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью.

Нелегкий физический труд закалил Цю, приучил к невзгодам. Хотя судьба и нанесла ему ряд тяжких ударов в детстве и юности, она как бы компенсировала умом, отменным здоровьем и силой. Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цуней (1.91 м), все звали его верзилой. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере.

В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел “шестью исскуствами” (лю и): выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим “искусствам” придавалась особая значимость.

В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков – Сун, что без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.

Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. Луский правитель Чжаогун видимо в память о заслугах Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа – символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй – рыба, бо – старший из братьев). Он рассчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.

Не довольствуясь случайными Конфуций поступил на службу в дом Цзи – один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами (сказалось, видимо, его умение считать и вести деловые книги), затем стадами, принадлежавшими Цзи.

В каком возрасте (20 или 26-27 лет ) начал служить Конфуций и сколь долго длилась эта служба, неизвестно.

В древних трактатах значительно большее внимание уделено одной из характерных черт молодого Конфуция – он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался исчерпывающего ответа. Он также интересовался государственным устройством как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли (правил поведения).

Размышляя на склоне лет о пройденном пути и как бы подводя итог прожитому,Конфуций разделил свою жизнь на несколько периодов: “Учитель сказал: “В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят я познал Волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала.” Но к тридцати годам он встал на ноги не только в материальном смысле, но и в духовном.

К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. “Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция – его общение с людьми”. Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению “Книги истории”(Шу цзина), “Книги стихов”(Ши цзина), “Книги перемен”(И цзина), “Весны и осени”(Чунь-цу), “Книги о ритуалах”(Ли цзи), “Книги и музыке”(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

К тридцати годам созрели основные этико-философские концепции будущего учения Конфуция:

1. Концепция жень (“гуманность”, “человеколюбие”) и ли (“правила”, “этикет”). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

2. Суть второй концепции – “быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей”. Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

3. Третья концепция известна как “следование среднему пути” (чжун юн) или “учение о середине”, которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.

4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как “власть” и “справедливость”.

5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует: “Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его”. Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непреклонной приверженности этой доктрине.

6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространенной тогда вере в духов.

Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.

Конфуций ощущал веление времени и, когда он на склоне лет, подводя итоги своей жизни, сказал, что модель управления государством и обществом, модель человеческих взаимоотношений была им в основном уже создана.

Теперь надо было изложить ее правителю и изложить так, чтобы она ему понравилась. Это было трудно, т.к. можно было одновременно прогневать высшую аристократию. Он отлично понимал и не в впадал в уныние потому, что не “занимал высокого поста”, и хотел совершенствоваться, чтобы доказать людям, что достоин его. Он пытался умерить нетерпение и начинает с малого – открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления.

Среди учеников тридцатилетнего Конфуция уже на начальном этапе выделились своими знаниями Янь Лу, Цзэн Дянь, Цзы Лу и др. Наиболее преданным оказался Цзы Лу, прошагавший с ним весь жизненный путь и торжественно похоронивший Учителя с соблюдением всех этических норм.

В 517 г. до н.э. в жизни Конфуция произошел крутой поворот. Потерпев поражение в борьбе с мощными аристократическими родами, правитель Лу Чжао-гун был вынужден бежать в соседнее царство Ци. Конфуций не пожелал оставаться в охваченном беспорядками Лу и последовал за Чжао-гуном.

Его давно влекло процветающие царство Ци. Правда, возможность сделать там карьеру во многом зависела от отношения крупнейшего политического деятеля Ци-Янь Ина, но Конфуций надеялся показать себя достойным соратником или оппонентом.

На политическом небосклоне эпохи Чуньцю Янь Ин являл собой фигуру яркую и необычную. Став первым советником при циском царе Мин-гуне (581-554), он сохранил эту должность при его сыне Чжуан-гуне (553- 548) и внуке Цзин-гуне (547-490). В делах управления Янь Ин был наиболее последовательным и страстным приверженцем принципа “хе”.

Беглецы из Лу, наделенного обостренным чувством справедливости и уже немало повидавшего в жизни, не могло не поразить наличие у первого советника таких особо ценимых им качеств, как самостоятельность, простота, скромность, добропорядочность, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и самое главное – подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека.

Формируя впоследствии образ цзынь-цзы (“совершенно мудрого”), Конфуций многое заимствовал у первого советника Ци, особенно его приверженность принципу “хе”.

В царстве Ци Конфуций прожил более двух лет, после чего вынужден был вновь вернуться в Лу. Со второй попытки ему удалось добиться аудиенции Цзин-гуна и высказав свои соображения, получил в кормление уезд Ниси. Но он видимо каким-то образом задел интересы крупной аристократии и поэтому нового повышения он никогда не увидел бы. Поэтому ему опять пришлось вернуться в Лу. В 37 лет находится в своем родном царстве. Начинается еще один период в его жизни, закончившийся в 501 году, когда Конфуций наконец получает долгожданную официальную должность. Этот 14-летний период скудно освещен в источниках. Сообщения о двух беседах видимо неаутентичны.

Например, в одном эпизоде дело обстояло следующим образом. Ближайшие слуги семьи (вассалы) Цзи после бегства Чжао-гуна выступили против своего хозяина. Оба привлекали на свои стороны учеников Конфуция и оба пытались добиться расположения самого Учителя. Одному из них он вежливо отказал, а о желании сотрудничать с другим рассказал своему ученику Цзы Лу. Но тот упрекнул его в нарушение своих собственных принципов например “правитель должен быть правителем”. Которым он пытался ограничить власть политиков достигших власть не праведным путем. Конфуций в конце концов отказал тому, кому сначала хотел довериться. И еще раз подкрепил свою философию еще одним. Он предложил концепцию, смысл которой заключался в том, что истинное (стабильное) правление может вестись только Сыном Неба, а в случае же если оно исходит не от него, то власть утрачивается в течение нескольких поколений.

Итак, отказавшись от службы у новоявленного царя, Конфуций с большой энергией приступил к редактированию древнекитайских памятников и занятиям со своими учениками, отдавая им все свое время: “Слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускаться нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому Конфуций отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении “Ши цзина”, “Шу цзина”, а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям”. Наконец его учение стало настолько известным, что на государственных экзаменах в 501 году его учение цитировал почти каждый абитуриент.

Вскоре в конце того же 501 года до н.э. луский правитель Дин-гун(509-490 гг. до н.э.) назначил Конфуция начальником уезда Чжунду.

В общей сложности Конфуций прослужил всего 4 года (501-497 гг. до н.э., последовательно поднимаясь по служебной лестнице. То был реальный шанс для Конфуция претворить в жизнь свое Учение, такой возможности у него уже не будет.

Деятельность Конфуция-чиновника в Китае, досконально известная в Китае, рассматривается как неотъемлемая часть самого Учения, т.к. личный пример в нем играет решающее значение, тем более если речь заходит о самом Конфуции.

Данные о деятельности Конфуция на посту управляющего уезда Чжунду весьма лаконичны: “Прошел год с тех пор, как Дин-гун назначил Кун-цзы управляющим Чжунду и с четырех сторон все стали подражать ему”. Во время своего правления Учитель использовал свое Учение. Он назначал людей на повинность, учитывая их физические способности, тем самым он внедрял принцип “и” (справедливости) в ведение государственных дел. Тем самым он улучшил моральный климат в народе: “исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам”. Конфуций в вверенной ему административной единице все земли поделил на равнинные, горные, заболоченные и холмистые. Это было сделано не по его прихоти, а по необходимости изменить налоговую систему на более справедливую. Неизвестно то количество территории, которая была в ведении Конфуция, но тем не менее деяния Кун-цзы вошли в народную память.

В возрасте 52 года Конфуций был назначен на должность да сыкоу. Это был один из высших постов в чиновничьей иерархии, он заведовал уголовными делами и политическими преступлениями. У него были, по сути, функции верховного прокурора. Это делало его ближайшим советником царя. Это также был высший и последний взлет его стремительной карьеры и на ней он пробыл около 3 лет. Он был очень активен на этом посту. За это время он проявил себя как умелый и опытный политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья. Не всегда он полностью следовал букве своего Учения, хотя те случаи, когда он был чрезмерно жесток, исследователям кажутся неаутентичными. Во всяком случая он старался придерживаться Учению, но как это было сказано не всегда это было возможным, но тем не менее его называли “мужем без пороков” и враги, и друзья.

В общем его правление было довольно успешным и поэтому странен тот факт, что ему пришлось покинуть свой пост в самый расцвет своей карьеры. Из разных источников можно выделить разные интерпретации тех событий, но основным мотивом является то, что Конфуций был вынужден покинуть свой пост из-за того, что его хозяин, правитель царства Лу, поступил вразрез с основными этическими и ритуальными нормами, что и стало причиной отставки Конфуция.

У Конфуция не было вначале четко разработанного плана скитаний по царствам. Им владела одна лишь мысль – очень хотелось реализовать хотя бы основные разработки, связанные с его представлениями об истинном правлении. На пути его ждали неожиданные встречи, неприятности и теплые приемы.

Конфуцию ко времени исходу из Лу (497 г. до н.э.) исполнилось 55 лет. Это был уже умудрены опытом мыслитель, уверенный, что его знания, частично реализованные в Лу, пригодятся правителю какого-нибудь государства.

Сначала Учитель направился в Вей и пробыл там 10 месяцев. Но после анонимного доноса был вынужден покинуть Вей и направится в Чэнь. Но по дороге он был схвачен крестьянами, которые приняли его за притеснявшего их аристократа. Он держался с достоинством и вскоре был вызволен вейскими аристократами. Потом, не рискнув ехать в Цзинь, где недавно были казнены два мыслителя, он вернулся в Вей. Там к нему обращался за советами местный правитель. Но из-за дальнейших разногласий с ним был вынужден покинуть Вей. Он направился в Сун, а потом в Чэнь, где получил ничего не значащий пост и скромное жалование. Но вскоре из-за опасности, надвигающейся войны покинул Чэнь и направился на юг в Чу.

По дороге произошел эпизод, раскрывающий видение Конфуция своего Учения. Он спросил у учеников по поводу того, что Учение пока не может реализоваться на практике “Почему мы оказались в столь безвыходном положении?” и также сказал “А не на неправильном ли пути?”. На это Цзы Гун ответил, что по его мнению “Учение чересчур сложно для восприятия простых людей, а для государственных мужей там слишком высокие требования, поэтому люди и не идут по Дао-Пути”. И он предложил снизить требования, чтобы люди поняли и последовали за ним. Но Конфуций возразил, что Дао-Путь это больше чем набор требований для совершенного государственного мужа, а идти по нему значит совершенствовать свой дух и приближаться к Воле Неба. И не страшно, что люди не понимают всех его положений. Это высказывание подтверждает то, что Учитель придерживался идеализма, говоря о духовной субстанции Дао-Пути, вездесущей и первичной, как об идеале человеческого совершенства и его гармонии с природой.

В Чу он провел несколько встреч с первым советником Чу Шэ-гуном. Беседы эти касались быстрейшего достижения стабильности в государстве и обеспечения процветания страны. Признаком такого состояния государства Кун-цзы считает такое состояние, когда “ближние радуются, а дальние жаждали прийти”.

После визита к Ше-гуну Конфуций со спутниками возвратился в Вей. Последнее прибытие в Вей было ознаменовано выдвижением концепции чжен мин (исправление (упорядочение) имен). Этим он хотел подчеркнуть необходимость периодических преобразований, как залог оздоровления общественных нравов. Краткий смысл концепции заключалась в том, чтобы человек в государстве соответствовал своему месту в нем.

Особое внимание к этой концепции объяснялось внутриполитической ситуацией в Вей, где власть была получена незаконно и Чу-гун, незаконный правитель Вей, чтобы укрепить власть попытался привлечь на должность главного советника Конфуция. Жажда претворения в жизнь своего Учения и принцип чжен мин составили дилемму для Учителя и он предпочел Единство в своем Учение и демонстративно отказался от должности, сохранив верность Учению. После этого он занялся преподавательской деятельностью.

Через пять лет ему предложили вернуться в родное Лу (видимо, за него хлопотали его ученики, занявшие высокие посты в Лу). За год до этого скончалась его жена.

В соответствие с тем, что Конфуций говорил о своей жизни (“лишь в 60 я научился отличать правду от неправды”) он вернулся в Лу более опытным человеком, чем когда он покинул его. Он объяснил нежелание пользоваться Дао-Путем, нерадивостью чиновников. Он предложил государю Лу “возвеличить прямых над кривыми чиновниками”, и, когда государь и его приближенные являют собой пример следования традиций, то и народ становится вернопреданным и становится на путь самосовершенствования. Советы Учителя были выслушаны, но, как и ожидалось никаких практических шагов не последовало. Но Конфуций и не ожидал иного.

Конфуций занялся преподаванием. Преподавание он проводил в школах, набор в которые проводился по принципу ю цзяо у лей (не различая происхождения).”Кун-цзы учил четырем вещам: вень – письменным памятникам, син – действиям в жизни, чжун – преданность учению и синь – правдивость”.

В последние годы жизни он также написал летопись “Чунь-цю” и отредактировал Шесть Канонов, вошедших в классику китайской культуры и сильным образом повлияли на национальный характер китайцев.

В 482 г. до н.э. скончался его сын, а в 481 г. до н.э. – самый любимый ученик Цзы Лу. Эти беды ускорили смерть Учителя и у себя в доме, в постели, не вставая, 7 дней, он скончался в 479 г. до н.э. на 73 году жизни.

Учителя похоронили у реки Сышуй. В его могилу положили и вещи Учителя. Это место стало местом паломничества и самым священным местом в Китае более чем на 2000 лет…

letter.com.ua

 

– светлые личности

Просмотров: 1,623
 
Оцените запись:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще нет рейтинга)
Loading...

Похожие Записи

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

 

« »