И. Шиллер, трагизм духа Свободы, биографи Шиллера

Jun 19 • Примеры успехаNo Comments on И. Шиллер, трагизм духа Свободы, биографи Шиллера

И. Шиллер. Трагизм духа Свободы

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Schiller) (10.11.1759, Марбах на Неккаре, – 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени.

shillerСын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Шиллер по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Шиллер познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством Шекспира, Лессинга, произведениями поэтов “Бури и натиска”. На формирование общественно-политических взглядов Шиллера повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке.

По окончании академии (1780) Шиллер был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия “Разбойники” (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феодальных порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произведение. В Штутгарте Шиллер выпустил поэтическую “Антологию на 1782 год”, большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения “Заговор Фиеско в Генуе” (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление “Разбойников” подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму “Луиза Миллер” (впоследствии названа “Коварство и любовь”), затем в Мангейме. В 1785 году переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер поднял движение “Бури и натиска” на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение “Коварства и любви” (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, немецкой политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени – между бесправным народом и правящей аристократией. Эта “мещанская трагедия” (так Шиллер в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Шиллером на историческом материале. В 1783-1787 годах Шиллер работал над драмой “Дон Карлос” (из испанской истории 16 века). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя – “гражданина вселенной” – маркиза Позы. В окончательном варианте Шиллер заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Шиллера теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.

С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Шиллера, обещанная уже “Доном Карлосом”. Пересматривая прежний опыт и художественные принципы “Бури и натиска”, Шиллер стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 году он начал редактировать серию книг под названием “История замечательных восстаний и заговоров”, написал “Историю отпадения Нидерландов от испанского правления” (вышел только 1-й том), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему “Что такое всемирная история и для какой цели её изучают”. В 1793 году опубликовал “Историю Тридцатилетней войны” и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Шиллер стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах “О трагическом искусстве” (1792), “О грации и достоинстве” (1793), “Письма об эстетическом воспитании человека” (1795), “О наивной и сентиментальной поэзии” (1795-1796) и др.

Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Шиллер отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 году Конвент присвоил ему звание “почётного гражданина Французской республики”), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Шиллер выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что “путь к свободе ведёт только через красоту” и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Шиллер отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. “веймарский классицизм”). Это отразилось и в лирике конца 1780-90-х годов (“К радости”, “Боги Греции”, “Художники” и др.).

Сближение с Гёте составило, по признанию Шиллера, “целую эпоху в его развитии”. В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм “Ксении” (“подарки гостям” – греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Шиллера. В 1795-1798 годах он редактирует журнал “Ди Орен” (“Die Horen”), в состязании с Гёте пишет баллады “Водолаз” (в переводе Жуковского “Кубок”), “Перчатка”, “Поликратов перстень”, “Ивиковы журавли” и др. В “Песне о колоколе” (1799) Шиллер вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Шиллера, пришедшего к заключению о коренных различиях древней, “наивной”, объективной поэзии, и современной – “сентиментальной”, субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.

Главной коллизией зрелого творчества Шиллера становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стихотворение “Идеал и жизнь”, 1795). Поздние трагедии Шиллера основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий.

С 1791 года Шиллер вынашивал замысел трагедии “Валленштейн” (опубликована в 1800 году), в процессе создания выросшей в трилогию: “Лагерь Валленштейна” (пост. 1798), “Пикколомини” (пост. 1799), “Смерть Валленштейна” (пост. 1799) – из эпохи Тридцатилетней войны 1618-1648. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В “Марии Стюарт” (1801) на сюжет из истории Англии 16 века важнейшая политическая проблема современной Шиллеру Европы – взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства – приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии главных героинь. В “романтической трагедии” “Орлеанская дева” (1801) Шиллер прославил французскую народную героиню Жанну д’Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма “Мессинская невеста” (1803) – оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. “Вильгельм Телль” (1804) – драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Шиллер пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Шиллер работал над трагедией “Димитрий” из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Шиллер создал особый тип драмы – драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии “Молодой Германии” (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 веке – в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Шиллер стал известен ещё в 90-е годы 18 века, в переводах Гнедича, Державина, Жуковского (его переводы стали классическими), Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Шиллера высоко ценили В. Г. Белинский, Герцен, Тургенев, Лев Толстой; романы Достоевского содержат прямые отклики на произведения Шиллера.

З. Е. Либинзон.
Большая советская энциклопедия

 

– светлые личности

Просмотров: 1,866
 
Оцените запись:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще нет рейтинга)
Loading...

Похожие Записи

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

 

« »